понедельник, 30 мая 2011 г.

Митрополит Антоний Сурожский - Неделя о слепом.

 Митрополит Антоний Сурожский
                     Неделя о слепом 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Что мне сделать, чтобы спастись? -
спросил страж, когда вдруг он
пережил всё побеждающую силу Божию,
когда его охватил ужас перед
величием Бога.
И тот же вопрос ставится так часто,
не из глубины этой
глубоко потрясающей встречи с Богом,
а из глубин, со дна отчаяния: что
мне сделать, чтобы спастись?..
Я пленник - кто меня изведет на
свободу? Я разбит - кто меня сделает цельным?

Что мне сделать, чтобы спастись? - могли бы мы все сказать, должны бы
мы все сказать, хоть один раз в жизни; но и прислушаться к ответу:
Поверь Господу Иисусу Христу... Вот ответ, который Павел дает. А что
это значит? Что значит веровать во Христа? Это прежде всего - оказать
Ему доверие, прежде всего - принять Его слово за правду и истину,
потому что Он знает путь жизни, а мы бродим в потемках. Это первое.

А второе: поверить - значит остаться верным. И вот к чему нас зовет
сегодняшнее чтение из Апостольских Деяний. Ставим ли мы этот вопрос,
потому что нас охватило сознание близости и величия Божиих, или потому
что нас ужаснуло наше одиночество без Него, наше сиротство, мы должны,
чтобы найти путь жизни, поверить Тому, Кто его указывает, и остаться
верными тому, что мы раз приняли в сердце, с чем согласился наш ум.

И если мы ставим вопрос Спасителю: во что же мне верить, каков же этот
путь жизни? - Его первый ответ будет: Возлюби Бога твоего всем
сердцем, всем умом, всей крепостью твоей, и ближнего твоего, как
самого себя... Это - начало всего. Бога возлюбить мы можем двояко: в
те моменты, когда Он нам близок, когда вдруг Его благодать коснется
нашего сердца и исполнит его лаской, умилением, теплом, уверенностью,
и надеждой, и радостью - нам легко любовью отозваться Христу. А в
моменты, когда мы чувствуем себя безнадежно одинокими, любовь не
выражается радостью, она выражается тоской: Где же Ты, Господи? Зачем
Ты меня оставил? Я не могу жить в таком одиночестве, в таком холоде, в
такой тьме... Но и то, и другое говорит о том, что наше сердце,
тоскующее по жизни, или плачется об одиночестве своем, или радуется,
что жизнь нас коснулась...

Но есть и другая заповедь Христова, которую мы не должны забывать,
если только хотим оставаться верными. Он говорит в Евангелии от Марка:
Если кто хочет Мне последовать - т.е. просто: быть со Мной, не
разлучиться, не потеряться в толпе - пусть он отвергнется себя,
возьмет свой крест и идёт за Мной... Отвергнуться себя не значит
возненавидеть себя; это значит понять, что во мне самом ни жизни, ни
полноты нет, и быть не может; что только если я оторву взор от себя
самого, сердце - от озабоченности о себе самом, ум от того, чтобы
только и только о себе думать, если я только оглянусь вокруг себя, на
людей, отзовусь сердцем, и умом, и действиями на их нужду, если я
только обращу взор на Господа и стану вглядываться в глубины Его
красоты и любви и правды, то я буду свободен от себя. И тогда я могу
пуститься в путь; но этот путь нелегкий, потому что понять - одно, а
перемениться до глубины, до дна - дело другое. И вот, надо взять не
только свою судьбу, но себя самого, как Христос нес крест, как
тяжесть, которую нельзя отложить, которая должна во мне уничтожить
последнюю привязанность к себялюбию, к эгоизму, к обращенности на
себя, если мы только поймем, что именно всё это и является тем
крестом, под которым мы с таким трудом идем к жизни.

И если мы это сделаем, если мы последуем за Христом, Который тоже
несет крест - нёс, донёс крест и победил, то мы будем свободны; мы
будем спасены, мы войдем в жизнь. Потому что спасение начинается тем,
чтобы избежать зла, избежать того, что нас губит, но расцветает оно
жизнью, радостью, обновлением всего, что в нас есть...

Задумаемся, каждый из нас, над этим вопросом: что мне сделать - мне,
лично, не другому кому-то, а мне - чтобы спастись? От чего мне надо освободиться в себе
самом, прежде чем я до конца освобожусь от самого себя? И куда меня
влечет сердце? В чем я вижу жизнь, полноту, радость?.. Поставим себе
вопрос - и не раз, а много, много раз, по мере того как мы созреваем,
понимаем глубже жизнь, понимаем себя глубже. И мы найдем путь такой
свободы, такой радости, такой жизни, о которой Христос сказал, что Он
пришел принести нам жизнь с избытком, жизнь, которая ключом бьет в
вечность...

Дай нам Господь серьезно, вдумчиво, творчески поставить этот вопрос, и
ответить на него, и тогда уже на земле мы найдем Царство вечное.
Аминь!
                 

Комментариев нет: