суббота, 5 марта 2016 г.

"Неправда, друг не умирает. Лишь рядом быть перестает..."

03.03.2016 скончался диакон Андрей Тихонравов клирик храма св. Анастасии Узорешительницы, С-Петербург. Молимся о упокоении новопреставленного.
И вспоминаем свою жизнь, которая неразрывно сплетена с его жизнью в нашем храме.

























12.08.2012 о. Андрей Тихонравов. Об исцелении бесноватого отрока. 

Иисус после Своего Преображения возвращается с горы Фавор с двумя
учениками, а остальные девять учеников находились в Его отсутствии…  И в то
время к ним обратился отец этого болящего отрока, который бесновался в период
новолуния - сейчас это у нас называется лунатизмом, такое заболевание. Бес,
который в нем находился под видом приближения этого периода, под видом того, что
влияет Луна, как известно, ввергал его в такие состояния, когда он бросался то в
огонь, то в воду, то есть, готов был погибнуть.
И отец тут обращается к ученикам, но те не могут исцелить этого отрока. И
здесь можно вспомнить такой момент, когда Моисей сходит с горы Богоявления и
обнаруживает, что его народ, верный Богу, оказался в тот момент неверен ему, взял
себе золотого тельца. Здесь ученики тоже находятся в таком состоянии неверия,
потому как речь идет опять-таки о вере. Потому что не было веры ни у отца, ни у
учеников в тот момент не было той веры, которая могла бы исцелить отрока и
изгнать этого беса.
И ученики, уже сомневаясь в том, что не оставила ли их благодать, данная
Богом, оставшись с Ним наедине, спрашивают: “Почему мы все-таки не смогли
исцелить этого болящего отрока?” На что Господь им отвечает: “Доколе я буду с вами
как врач, который дает рекомендации больному, а больной не выполняет”. То есть,
сколько бы врач ни бился, а больной не хочет следовать советам врача. И отвечает
ученикам: ” По неверию вашему вы не смогли исцелить этого отрока. И род сей
изгоняется только постом и молитвой”.
Этот отрывок здесь очень удачно звучит потому, как с завтрашнего дня вы все
знаете, начинается Успенский пост. Иоанн Златоуст сравнивает пост и молитву с
двумя крыльями, которые легче воздуха. И человек, который воспаряет с такими
крыльями, достигает с верой ( хотя бы маленькой, как горчичное зерно, которое,
если оно посеяно и в человеке есть, то вырастает в дерево, как вы знаете из притчи
Господней). Дай Бог нам иметь хотя бы веру с горчичное зерно, которая может и
двигать горы.

09.12.2012 о. Андрей Тихонравов.  Об исцелении согбенной женщины. 

Лк 13:10-17
Я постараюсь хотя бы какие-то общие моменты здесь с вами осмыслить.
Почему Господь исцеляет в день субботний и почему возмущается старейшина?
Вроде бы совершилось чудо, и женщина полностью исцелилась от своего недуга, им
нужно было бы радоваться и ликовать по этому поводу. Но старейшина этого
собрания возмущен: как же, всё внимание должно уделяться ему как старшему и
главному, а тут приходит какой-то сторонний Учитель и отвлекает внимание народа и
требует признания от него. Но он прикрывается словами о том, что необходимо
делать в те шесть дней, которые положены по закону.
А этот закон о седьмом дне отдыха символизирует отдых Бога после
сотворения мира, когда Он почил от дел Своих, и этот день посвящен Богу. И в этот
день люди должны были от своих мирских дел отстраниться и вообще ничего не
делать. И в самом начале Адаму было поручено соединить землю и небо, так как он
был не только от земли, как животное, но и по образу и подобию своему создан
Богом, и ему было дано, как сделать это соединение, но Адам не справился по
известным нам причинам. И вот Господь, новый Адам, Иисус Христос, выполняет это
соединение именно в этот день. Этот день символизирует не только отдых, он
символизирует собирание новых сил для предстоящей трудовой недели, для
предстоящих новых дел. И поэтому эти чудеса, происходящие в субботу, они и
означают, что свершилось это соединение земного и небесного в лице Господа, и Он
показывает, что Он приносит новую жизнь, Он наполняет этот день Собой, и людей,
которые утратили свои силы. Господь называет старейшину лицемером:
прикрываясь такими словами, как будто бы правильными, о законе, он на самом
деле говорит одно, а в душе и в сердце его совсем другое. От лицемерия до
осуждения очень небольшой, маленький шаг, всего один. Мы всегда находимся в
такой опасности, когда обсуждаем кого-либо, перейти к осуждению. Нужно бояться
этого обсуждения и стараться не начинать делать шаг в сторону осуждения. И вот
исцелённая женщина, она близка нам чем? Тем, что и мы под грузом своих забот,
каких-то грехов. И эти заботы могут быть и материальными, они могут быть
болезненны, и мы точно так же идём и обычно к концу своей жизни сгибаемся ниже и
ниже. И уже взгляд наш так же видит перед собой только маленький пятачок наших
забот, наших немощей, наших каких-то обязанностей. А о том, чтобы поднять голову,
увидеть звёздное небо, для нас это редко. Приходя в церковь, мы имеем такую возможность, как  возглашает священник, «горе имеем сердца». Здесь мы имеем возможность подняться, расправить свои плечи и выпрямиться, и получить даже такие крылья, чтобы от земного вознестись к небесному.

31.03.2013 о. Андрей Тихонравов. Свт. Григорий Палама и его учение.

Существует такая аскетическая духовную жизнь, которая называется исихазм.
Исихия в переводе с греческого покой и молчание всю свою жизнь. Свт. Григорий
Палама планировал в молчаливом созерцании провести жизнь, но Господь рассудил
по – другому, он поставил его как орудие в защиту Божественной истины. Мы знаем о
знаменитом споре Григория Паламы и Варлаама, который прибыл из итальянского
города Калабрия и был воспитан в традициях западного схоластического
богословия, т.е. богопознание, через рассуждения, через схоластику, через чтение
книг, одним словом, путём разума человеческого. Увидев, такую практику восточную
исихастскую, Варлаам стал смеяться над ней, ибо была такая практика,  когда
глазами своими монахи наблюдали за своим пупком.
Григорий Палама говорит – не человек созерцает такой свет, а свет этот
находится сверх обычного понимания. Конечно, Варлаам не имел такой практики и такого опыта, и на соборе было признано, что он не прав. Максим Исповедник
называет  символом Божественного торжества Фаворский свет.
Значение Григория Паламы в том, что Божественная энергия в переводе на
наш язык действия неотделима от Божественной сущности. Благодать исходящая от
Бога, не отделяется от Него, она является нетварной. Это было проговорено,
осмыслено, и таким образом мы понимаем, как человек обоживается. Поэтому и
говорят, что обоживание происходит по благодати. Иначе как мы можем быть
связаны с Богом. Мы не причастны к Его сущности, а через благодать можем иметь
причастность.
Последователями исихазма в Русской церкви были св. Паисий Величковский,
прп. Серафим Саровский. Хочется сказать, что нам ближе путь разумного
осмысления. Может быть мы не увидим Фаворского света в своей жизни. Но
вспомним слова прп. Серафима Саровского: «Стяжи мир в своей душе и вокруг тебя
спасутся тысячи». Хотя бы преуспеем на этом поприще. Аминь.


01.12.2013 о. Андрей Тихонравов. О богаче.

[И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей:  душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так [бывает с тем], кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.(Лук.12:16-21)]

(...) ошибочное направление, ибо он поступил как человек, который  забыл о том,
что этот урожай зависит не только от его трудов, многое зависит от благословения
Божия, от погоды, от многих причин. То есть урожай не был заслугой этого богача,
как бы праведно он ни управлял своим хозяйством.
Но он помышляет в себе о том, как будто бы это богатство полностью заслужено им,
принадлежит только ему - он радуется и веселится, думая: если я богат, то уже
благословлен Богом, и тем самым уже спасение моей души этим гарантировано. Он
живет, не задумываясь о том, что нужно поделиться с теми, у кого есть нужда, об
этом он и не помышляет. Получается таким образом, что духовно он уже умер.
Но все мы помним заповедь блаженства, что именно милостивые помилованы будут.
Вот в чём заключается счастье - не в счастье обладания земным, но миссия
человека на земле служить не себе, а жить по примеру нашего Спасителя Господа
Иисуса Христа, Который явился не для того, чтобы Ему служили, а для того, чтобы
служить нам. Аминь!


21.09.2014 о. Андрей Тихонравов.  Праздник Рождества Богородицы.

Поздравляю вас с великим праздником Рождества Богородицы! Священное
Предание благовествует нам о том, что родители Богородицы, праведные Иоаким и
Анна, долгое время были бесплодны, до пятидесяти лет у них не было детей, и они
сильно по этому поводу печалились, ибо пророки говорили о том, что в любой семье
есть возможность явления ожидаемого Мессии. А если не было детей - значит, по
каким-либо грехам Господь Бог лишал это семейство ожидания. И вот однажды,
когда Иоаким хотел принести жертву и пришел в храм, то священник не принял его
жертвы и сказал, что до седых ты дожил лет своих, нет у тебя чад, видно чем-то ты
прогневал Бога и видно грех на тебе большой, и я не могу принять у тебя жертву.
Опечаленный Иоаким удалился в пустыню, где паслись его стада, и сорок
дней проводит в посте, молитве, покаянии, и сокрушается о том, чем он так
прогневал Бога, что Тот не дал ему детей. А в это время его жена Анна молится в
саду. Она узнала, что произошло, и молится в саду, и к ней является ангел и говорит:
молитва твоя услышана. Родится у вас ребенок, и назовете его Мария, и через
вашего ребенка исполнятся все пророчества. Так и случилось. Анна обещала, что
посвятит ребенка Богу, отдаст его в храм на служение Богу. Так это и произошло. У
них родилась дочь, которую они на двенадцатый день назвали Мария. Как мы знаем,
через Марию явился на землю и воплотился Иисус Христос.
Имеет большое значение, какие были родители, и какой ребенок родился у
них.  Господь оставлял Себе остаток святых людей, которые исполняли Его
заповеди. Мария является мостом, который соединяет человечество падшее с
Богом. Ибо, когда Адам был изгнан из рая, услышал такие слова: будешь
возделывать в поте лица землю свою, и возрастут там тернии и волчцы. Что могло
бы произрасти из неплодной земли греховной человеческой сущности, если бы не
было такого Божьего Промысла? И дай Бог нам, по словам Богородицы, которая
сказала: «Се раба Господня, да будет мне по слову Твоему» иметь такое же
смирение, имеется в виду, такое же совпадение воли нашей с волей Бога.


































Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Васонофий 4 марта по всем храмам и монастырям епархии разослал циркуляр следующего содержания: "Благословляется во всех храмах и монастырях Санкт-Петербургской епархии внести в синодик для вечного поминовения об упокоении диакона Андрея Всеволодовича Тихонравова, скончавшегося после продолжительной болезни на 46 году жизни 3 марта 2016 года."